Турист Кувшинов Виктор (shatyn2703)
Кувшинов Виктор — был сегодня 12:57
Нашел время для путешествий, найди время рассказать о них...
Признание
пользователей

Прогулка по Серпухову – район Заборье

Серпухов — Россия Сентябрь 2020
65 75

«Был в Серпухове, ел там биток с луком. Больше ничего не могу сказать об этом городе»

А. П. Чехов

В отличие от обожаемого Антона Павловича, мы, побывав в Серпухове, биток с луком не отведали, а вот кое-что рассказать о городе можем, хотя прогулялись только по одному из его районов. В конце сентября месяца установилась прекрасная погода. Быстренько сориентировавшись с логистикой, мы выехали на своей трудолюбивой машинке по кличке Рыжий, прилично повозившей нас в поездках по России и Белоруссии, в сторону Тарусы. План трехдневной поездки был такой — по дню на Тарусу, Поленово и Серпухов. Но Таруса и Поленово так увлекли, да еще пробка на мосту через Оку задержала часа на полтора, что в Серпухове мы оказались уже ближе к середине дня. Серпухов — город немаленький, для его подробного изучения нужно время. Мы решили ограничиться осмотром южного района города с красивым историческим названием Заборье. Самыми интересными объектами в этом районе оказались Высоцкий мужской монастырь и Серпуховский историко-художественный музей.

Высоцкий мужской монастырь был основан серпуховским князем Владимиром Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году, у которого князь попросил помощи в этом богоугодном деле. Тот, несмотря на преклонные годы и зимнее время, откликнулся на просьбу и пешком пришел в Серпухов со своим учеником Афанасием выбирать место для будущего монастыря. Он выбрал место на холме Высоком, расположенном над рекой Нарой, недалеко от ее впадения в Оку, монастырь получил название Высоцкого. Для строительства обители Сергий по просьбе князя оставил своего ученика. Интересный факт — через 6 лет после основания монастыря Владимир Храбрый отличился в битве на Куликовом поле, где исход сражения решил Засадный полк, которым он командовал. После битвы князь захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

17
Зачатьевский собор
Зачатьевский собор

История монастыря богата на трагические события, он неоднократно был разорен в результате набегов монголо-татар. В 1382 году это совершили войска хана Тохтамыша, в 1408 году — Едигея, в 1571 году — хана Девлет-Гирея. В 1610 года монастырь был сожжён войсками польского полковника А. Млоцкого. Но каждый раз монастырь восстанавливался. С воцарением на престоле первого царя из Романовых — Михаила Фёдоровича для монастыря настало время возрождения и процветания.

17
Вид на монастырь со стороны реки Нара
Вид на монастырь со стороны реки Нара

Около 1840 года была сооружена новая трёхъярусная колокольня взамен старой, во втором ярусе которой располагается храм во имя Трёх Святителей и Учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил митрополит Московский Филарет.

10
Надвратная церковь-колокольня Трех Святителей
Надвратная церковь-колокольня Трех Святителей

В 1878 году в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия младшего, вместо старой деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных, был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского.

В 1896 году на средства серпуховского фабриканта Николая Коншина по проекту архитектора Романа Клейна был построен в редком для России византийском стиле храм во имя Всех Святых с семейной усыпальницей Коншиных в нижнем этаже.

9
Храм всех святых
Храм всех святых

В революцию в монастыре квартировали латышские красные стрелки, которые устраивали расстрелы неугодных новой власти людей прямо на его территории. После ухода латышского полка часть монастыря приспособили под лагерь для содержания пленных и заподозренных в нелояльности к новой власти. В 1928 году был закрыт почти весь монастырь, за исключением Покровского собора, в котором некоторое время еще совершались богослужения, хотя многие монахи были арестованы. В 1931 году монастырь был закрыт полностью. Судьба его была похожа на судьбу большинства православных святынь — десятилетия в нем размещались различные организации и учреждения, казармы, склады, и даже загоны для скота. За это время были разрушены три башни монастыря и часть стен. Храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского был снесен в 1967 году с формулировкой — «как не имеющий исторической и культурной ценности»…

12
Зачатьевский собор
Зачатьевский собор

25 марта 1991 года Священный синод Русской православной церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Надо сказать, что в настоящее время состояние монастыря производит очень хорошее впечатление, восстановительные работы за прошедшие 30 лет преобразили обитель. Церкви и монастырские сооружения выглядят красиво, ухоженно, если так корректно выразиться — «богато». В монастырском подсобном хозяйстве разводят кур и цесарок, гусей и уток. Продукты, изготовленные в монастыре, продаются в специальном магазине. В пруду, кроме водоплавающей птицы, обитают животные, зафиксированные на следующем фото, по внешнему виду — нутрии.

10
Прогулка по Серпухову – район Заборье

В Высоцкой обители собрано множество святынь, почитаемых верующими. Особое место среди них занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями страждущих, в основном от таких бед как алкоголизм и наркомания.

8
Надвратная церковь-колокольня Трех Святителей и Покровский храм
Надвратная церковь-колокольня Трех Святителей и Покровский храм

Монастырь расположен по адресу Калужская улица, дом 110. Недалеко от духовного центра православия находится значимый объект культуры. Буквально в 5–7 минутах ходьбы от монастыря, на улице Чехова, 87, располагается Серпуховский историко-художественный музей. Музей, как и монастырь был у нас также в приоритете для ознакомления и не напрасно. Здание музея и его коллекции очень интересны. Музей располагается в особняке 19 века, построенном по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна. и принадлежавшем в прошлом семье серпуховских купцов и фабрикантов Мараевых.

13
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Фасад музея скрыт разросшимися деревьями. Особняк является объектом культурного наследия федерального значения. Клейн известен строительством таких объектов в Москве, как Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ЦУМ (бывший магазин Мюр и Мерилиз), Средних торговых рядов вблизи Красной площади, Бородинского моста. В Серпухове, кроме дома Мараевых, по проектам Клейна было построено еще два храма. У здания музея со стороны улицы красуется симпатичный павлинчик в образе живописца. Почему изваяли именно павлинчика, легко объяснимо — эта птица изображена на гербе Серпухова. Таких павлинят в разных образах - турист, повар, спортсмен, пожарный, доктор, следопыт, театрал, дворник, умник, храбрый, станционный смотритель в городе установлено 12 скульптур. Чтобы собрать их коллекцию можно устроить квест ))

13
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Во дворе музея находится уникальный экспонат времен Отечественной — тяжелая немецкая полевая гаубица. Из таких орудий немцы обстреливали Серпухов осенью 1941 года, когда не смогли его взять, но остановились недалеко — в шести километрах.

5
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Есть свидетельства, что в тогдашней военной неразберихе октября месяца отстоять город помогли удачные действия экипажа одного танка Т-34, который хоть и оказался в Серпухове случайно, двигаясь транзитом на другой участок фронта, но очень вовремя. А в декабре 1941 года немцы были отброшены от города и гаубица стала военным трофеем. С ней связана такая история — в 70-е годы было обнаружено, что долгие годы орудие оставалось заряженным. Его вывезли на полигон, но во время обезвреживания снаряда произошел взрыв и ствол разорвало. В таком виде гаубица сейчас и находится.

Также во дворе музея находится изображение гигантского самовара, о художественных достоинствах которого судить затрудняюсь.

9
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Рядом с крыльцом у входа в музей со двора можно увидеть пушку 17 века — это был вклад 1653 года в Серпуховский Владычный монастырь стольника Фёдора Михайловича Ладыженского.

6
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Интересна история создания музея. Основой коллекций стала собственность семьи купцов-старообрядцев Мараевых, которые происходили из отпущенных на волю крепостных крестьян. Василий Афанасьевич Мараев, основатель династии, в 1839 году перебрался в Серпухов, где устроился работать на фабрику к хозяину-старообрядцу. Вскоре и сам он стал старообрядцем беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия, хотя в те времена отход от официальной церкви был рискованным поступком. История старообрядчества в России изложена в рассказе автора о Рогожской слободе.

Василий Афанасьевич проявил себя талантливым предпринимателем — в 1859 году он приобрел бумаготкацкую фабрику, затем организовал ситценабивное производство и в 1867 году, накопив капитал свыше 10 тысяч рублей, вышел в 1-ю гильдию купечества. После его смерти в 1881 году всю недвижимость и капитал унаследовал его единственный сын Мефодий Васильевич. В 1882 году он скоропостижно скончался и управление всеми делами взяла на себя его тридцатисемилетняя вдова Анна Васильевна Мараева. Эта уникальная женщина родилась в крестьянской старообрядческой семье, воспитала восьмерых детей, при этом она возглавила фамильное дело и успешно управляла им, развивая производство и преумножая семейный капитал. Мараевские ситцы высоко ценились потребителями в России и за рубежом. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Мараевой, в музее к этой дате открыта выставка «Анна Мараева. Жизнь и вера».

4
Прогулка по Серпухову – район Заборье

На выставке можно увидеть личные вещи Мараевых, фотографии, столовую посуду, книги, иконы.

6
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Выставка размещена в небольшом зале первого этажа, в нем хорошо воссоздан интерьер купеческого дома.

8
Прогулка по Серпухову – район Заборье

В одном из залов музея выставлены проекты будущего памятника А. В. Мараевой, на лучший проект объявлен конкурс.

3
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Купцы Мараевы всегда были активными благотворителями и Анна Васильевна следовала их лучшим традициям. Большую часть доходов тратилась на поддержку серпуховской общины старообрядцев и на собирание предметов традиционной русской духовной культуры — икон, рукописных и старопечатных книг, шитья. Самой ценной реликвией коллекции был Пустозерский сборник с автографами известных деятелей старообрядчества Аввакума и Епифания.

7
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Во время Первой мировой войны Анна Васильевна в своем доме и на свои средства устроила госпиталь для раненых солдат, в котором медсестрами работали ее дети и внуки, построила богадельню. На своей земле возвела Покровскую старообрядческую церковь, называемую в народе «на слезах», так как на строительство было пожертвовано приданое дочери Анфисы, погибшей в результате несчастного случая — падения с лошади.

Сейчас церковь, сооруженная в начале 20 века в русском стиле по проекту архитектора М. Г. Пиотровича, является филиалом музея. В ней демонстрируется коллекция церковного искусства, собрание рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. Около семисот предметов из коллекции Мараевых находится в храме, в нем проводятся экскурсии по сеансам. Мы, к сожалению, не смогли попасть на экскурсию из-за недостатка времени. Радует, что церковь миновала печальная судьба многих других религиозных объектов в советское время — с момента постройки до передачи ее в ведение музея в 1988 году в ней регулярно проводились службы.

14
Покровская старообрядческая церковь
Покровская старообрядческая церковь

Судьба Анны Васильевны была тяжелой, на ее долю выпало много испытаний. Самые тяжелые перенесла под конец жизни — в 1917 году потеряла все свои капиталы, лишилась дома. Но самое страшное, что она лишилась многих родных, детей и внуков. С этих пор и до конца жизни она жила у родственников, умерла в родном городе в 1928 году. Существуют свидетельства, что проводить в последний путь бывшую хозяйку пришли толпы рабочих и служащих с бывших мараевских предприятий и несли на руках гроб через весь город до железнодорожного вокзала. Думается, что благодарность людей была заслуженной, тем более, что вряд ли такое событие приветствовались на десятом году Советской власти. Похоронили Анну Васильевну в Москве на Преображенском кладбище в семейном некрополе.

8
Покровская старообрядческая церковь
Покровская старообрядческая церковь

Основой же экспозиций основного здания музея — живопись, скульптура, посуда, мебель является коллекция известного любителя и знатока искусства Ю. А. Мерлина. Почти четверть века он собирал свою коллекцию, а когда ему понадобилась крупная сумма денег — продал ее Анне Васильевне Мараевой. На тот момент коллекция считалась одной из лучших в Москве. Возможно, что данная сделка была совершена в инвестиционных целях. Только картин и графических произведений было приобретено 377 единиц, в том числе большое количество живописных работ итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров 17–18 веков.

После революции предприятия и имущество Мараевых были национализированы, а судьба произведений искусства оказалась в большой опасности. У новых властей, например, была следующая идея — использовать их как премиальный фонд для передовиков производства. К счастью, уже в сентябре 1918 года в Серпуховской уезд пришла директива Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности. Вскоре был создан Серпуховский музей старины и искусства, в целях формирования музейного фонда на хранение было принято собрание Мараевых из их дачного дома в деревне Данки. Также коллекции пополнялись произведениями искусства и бытовыми предметами из окрестных усадеб, из центральных музейных хранилищ Москвы и серпуховских церквей и монастырей. В 1956 году музею был придан историко-художественный профиль — изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением в его деятельности.

7
Каминный зал
Каминный зал

Коллекции русского искусства 18–19 веков располагаются на первом этаже музея в красивых залах, особенно хороши Каминный и Белый залы.

6
Белый зал
Белый зал
7
Белый зал
Белый зал

В современной экспозиции русского искусства представлены полотна Г. И. Семирадского, А. А. Харламова, К.Е. и В. Е. Маковских, Н. А. Ярошенко, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. В. Верещагина, В. М. Васнецова.

4
«Портрет полковника армейской пехоты» художник школы Ф.С. Рокотова 1787 год
«Портрет полковника армейской пехоты» художник школы Ф.С. Рокотова 1787 год

Сначала искусствоведы считали, что портрет принадлежит кисти самого Ф. С. Рокотова, впоследствии решили, что автором был кто-то из его учеников. На картине молодой тридцатилетний полковник запечатлён накануне русско-турецкой войны 1787–1791 годов. В нем находят внешнее сходство с князем Николаем Сергеевичем Волконским, героем штурма Очакова, родным дедом Льва Николаевича Толстого, который послужил прототипом старого князя Болконского в романе «Война и мир».

6
Семирадский Г.И. «Праздник Вакха» 1890 год
Семирадский Г.И. «Праздник Вакха» 1890 год

В музее представлено творчество двух братьев Маковских — Константина Егоровича и Владимира Егоровича. Семья Маковских была уникальна. Отец семейства Егор Иванович был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из пятерых детей четверо — три брата: Константин, Владимир, Николай и сестра Александра стали художниками. Вторая сестра, Мария, выбрала карьеру певицы.

Самый известный из этой семьи — Константин Маковский в начале своей творческой деятельности входил в состав сообщества художников-передвижников и придерживался в своих работах социальной тематики. Со временем живописец наладил связи с официальной властью и получил звание академика, а затем и профессора Академии художеств. Ну что ж, обычная история, когда бунтарство юности переходит в консерватизм зрелости.

6
Маковский К.Е. «В каирской кофейне» 1872 год
Маковский К.Е. «В каирской кофейне» 1872 год
9
Маковский К.Е. «Портрет девушки» 1880-е годы
Маковский К.Е. «Портрет девушки» 1880-е годы
9
Маковский К.Е. «Демон и Тамара» 1889 год
Маковский К.Е. «Демон и Тамара» 1889 год

Картину «Демон и Тамара» часто сравнивают с более знаменитым полотном Михаила Врубеля на аналогичный сюжет. Картине Маковского была присуждена Большая золотая медаль на Всемирной парижской выставке 1889 года.

10
Маковский К.Е. «Под венец» 1890 год
Маковский К.Е. «Под венец» 1890 год

В 1880-90-х годах Константин Маковский обратился к сюжетам из жизни допетровской Руси. Данная тема была популярна среди художников того времени. На картине изображаены предсвадебные сборы невесты в боярской семье 16–17 веков. Действие проходит на верхних этажах терема, которые предназначались для проживания женщин и детей до семи лет. Невесте расчесывают косу в знак ее прощания с девичеством. На Руси одну косу заплетали девушки, а замужние носили по две косы. Автор тщательно воспроизвел детали исторической обстановки, но несколько ее «осовременил». Искусствоведы отмечают, что в то время в быту еще не использовали ни напольного ковра, ни оконных занавесок. Ковер считался вещью слишком красивой и ценной, чтобы стелить его под ноги. И невеста в белом цвете одета быть не могла, так как он использовался для смертного савана, а невест наряжали в красный сарафан.

7
Маковский В.Е. «Молебен на Пасху» 1887-88 годы
Маковский В.Е. «Молебен на Пасху» 1887-88 годы

Владимир Маковский совмещал работу в художественной мастерской с преподаванием и управлением учебными заведениями — сначала в Московском училище, затем — в Петербургской Академии художеств. Он стал первым ректором учебного заведения в Петербурге.

6
Маковский В.Е. «Оптимист» 1894 год
Маковский В.Е. «Оптимист» 1894 год

Существует вариант картины с названием «Оптимист и пессимист» с двумя изображенными героями, справа на лавке автор расположил пессимиста. На мой скромный взгляд, второй вариант интересней.

9
Прянишников И.М. «В ожидании шафера» ок. 1890 года
Прянишников И.М. «В ожидании шафера» ок. 1890 года

Известный художник и педагог Илларион Прянишников был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Про несчастливых невест в те годы картины писали художники всей Европы — модная тогда тема женского равноправия дожила до нашего времени, трансформировавшись местами в воинствующий феминизм… При первом взгляде на картину на ум сразу приходит другая, более известная на данную тему — картина Василия Пукирева «Неравный брак». Но у Прянишникова в рамках общего сюжета все изображено гораздо мягче — похоже, что для невесты свадьба является не трагедией, а скорее взаимовыгодной сделкой))

9
Ярошенко Н.А. «Цыганка» 1886 год
Ярошенко Н.А. «Цыганка» 1886 год

Николай Ярошенко интересен тем, что совмещал творчество с многолетней службой на Патронном заводе в Санкт-Петербурге. Он вышел в отставку в 1892 году в чине генерал-майора. При этом он успевал быть одним из самых активных участников в Товариществе передвижных художественных выставок, его называли «совестью» движения передвижников. История Ярошенко показывает, как государственный чиновник в больших чинах мог успешно и талантливо заниматься творчеством, совмещая его со службой. И наше время некоторые из государевых людей пытаются творить. Например, считается, что писательством баловался Владислав Сурков, который, трудясь в президентской администрации, публиковал романы под псевдонимом Натан Дубовицкий. Правда, не уверен, что его творческое наследие будет в такой же степени интересно людям, как у Николая Ярошенко…

9
Айвазовский И.К. «Прилив» 1870 год
Айвазовский И.К. «Прилив» 1870 год
8
Верещагин В.В. «Самарканд» 1869-1970 годы
Верещагин В.В. «Самарканд» 1869-1970 годы

Василий Верещагин — художник уникальной судьбы, писал многие батальные картины практически с натуры, сюжеты его картин не придуманы, он присутствовал на фронтах во время боев и даже принимал в них участие как офицер российской армии. Художника Верещагина, как многогранного мастера и яркую личность я открыл для себя пару лет назад, после посещения в Третьяковке выставки его работ. Интересно, что после посещения выставок Серова, Репина, Куинджи не было ощущения открытия, их творчество и картины были достаточно хорошо знакомы. А вот выставка работ Верещагина заново сформировала впечатление о нем. Его картины несут мощный антивоенный заряд, хотя сам художник, в случае необходимости, храбро участвовал в боях. Картины его «Балканской» и «Туркестанской» серий не могут оставить равнодушным. Ощущения, которые я испытал на выставке, были схожи с испытанными после прочтение романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Ряд его работ с антивоенной и гуманистической направленностью увидел впервые…При этом открыл для себя Верещагина портретиста и пейзажиста. Хочется отметить, что Верещагин был неутомимым и любознательным путешественником.

«Самарканд» — небольшая работа, но связана с ярким этапом жизни художника. В Самарканде он пережил опасную осаду городской цитадели восставшими жителями, активно участвовал в обороне и даже возглавил контратаку при прорыве осаждающих, за что и был награждён Георгиевским крестом. Когда началась русско-японская война, Верещагин в возрасте 62 лет уехал в зону боевых действий. Он погиб при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта 1904 года вместе с русскими моряками и адмиралом Макаровым.

6
Васнецов В.М. «Витязь на распутье» 1878 год
Васнецов В.М. «Витязь на распутье» 1878 год

У художника Виктора Васнецова известно до десяти авторских вариантов данного сюжета и среди них особенно знаменита картина от 1882 года, находящаяся в Государственном Русском музее Петербурга. В Серпуховском музее находится первый вариант картины.

5
Шишкин И.И. «Сестрорецкий бор» 1886 год
Шишкин И.И. «Сестрорецкий бор» 1886 год
5
Шишкин И.И. «Еловый лес зимой» 1884 год
Шишкин И.И. «Еловый лес зимой» 1884 год
5
Левитан И.И. «Юрьевец. Пасмурный день на Волге» 1890 год
Левитан И.И. «Юрьевец. Пасмурный день на Волге» 1890 год

Картина представляет собою натурный этюд, созданный Исааком Левитаном во время одной из творческих поездок на Волгу. В таких поездках им написаны такие широко известные пейзажи, как «Вечер на Волге», «После дождя. Плёс», «Тихая обитель». Вид, запечатлённый художником, был безвозвратно утрачен после строительства Горьковского водохранилища в Советское время.

На втором этаже музея в разделе западноевропейского искусства представлена живопись фламандской, голландской, итальянской, французской, немецкой и других школ 16–19 веков. В том числе и труды учеников Рембрандта: Эберхарда Кейля, Яна Янсенса и Яна Викторса.

6
Прогулка по Серпухову – район Заборье

Произведения некоторых авторов, например, Николаса Каве и Яна Янсенса, являются единственными в России.

7
Николас Каве «Сокол и битая птица» Первая половина 17 века
Николас Каве «Сокол и битая птица» Первая половина 17 века

Как человек, по дилетантски любящий живопись, но мало в ней, в живописи, разбирающийся, сделаю признание. Голландские «охотничьи» натюрморты меня никогда особенно не привлекали… Убитая живность, изображенная на них, даже оставляла неприятное впечатление — и зверюшек было жалко и воспевание Танатоса для братьев наших меньших выглядело как-то негуманно и неэстетично. А ведь оказалось, что такие натюрморты полны скрытой символики! Картину Каве грамотные в художественном плане, в отличие от автора, искусствоведы толкуют двояко. По одной версии — битая птица символизирует души грешников, а ловчий сокол представляет собой триумф добродетели. Он сидит на куропатке, которая в средневековом фольклоре олицетворяла сладострастие и еретический соблазн. По другой версии сокол — существо отрицательное, птица ленивая, трусливая, нападающая только на беззащитных. То есть над душами погибших грешников издевается сила темная, отчего грешникам должно быть еще горше… Вот сколько символизма может таиться в изображении мясного прилавка! И каков простор искусствоведам в поиске трактовок зашифрованных смыслов))

6
Ян Янсенс «Св. Иероним, внимающий звуку труб Страшного Суда» около 1621 года
Ян Янсенс «Св. Иероним, внимающий звуку труб Страшного Суда» около 1621 года

В творчестве фламандского живописца Яна Янсенса, трудившегося в городе Гент, основной темой были библейские и мифологические сюжеты. Святой Иероним был раннехристианским богословом 4 века, который после паломничества в Палестину прожил четыре года отшельником в пустыне. Сюжетом картины послужило видение Иерониму картины Божьего суда. Отшельник растолковал это как знак о возможном наказании его за чтение произведений языческих авторов. Вот такая самоцензура в те давние времена имело место быть))

5
Ян Викторс «Уличный лекарь» около 1654 года
Ян Викторс «Уличный лекарь» около 1654 года

Ян Викторс жил и работал в родном Амстердаме, считается, что он был учеником в студии Рембрандта. Темы врачевания и здоровья были характерны для творческого пути автора. Известны его картины с названиями «Ярмарочный знахарь» и «Дантист с посетителями». Сюжеты о «базарном» лечении были популярны у современников, встречаются они в работах у Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Ясно, что тема некачественной медицинской помощи была очень остра для 17 века. Впрочем, тема эта — из вечных, она остается актуальной и сегодня. Отношение к лекарям-шарлатанам отражено в западноевропейской поговорке «лжет, как зубной лекарь», которая напоминает по смыслу на наше выражение «заговаривать зубы». Гримаса боли на лице и сжатые кулаки пациента красноречиво показывают качество оказываемой медицинской помощи. В музее экспонируется одна из четырех известных копий «Уличного лекаря».

6
Мартин Пепейн «Обращение Савла» 1634 год
Мартин Пепейн «Обращение Савла» 1634 год

Фламандский мастер первой половины 17 века Мартин Пепейн изображает события библейской истории об обращении в христианство Савла — будущего апостола Павла. Савл до своего обращения был воинствующим фарисеем, противником и гонителем христиан, но однажды по дороге в Дамаск он услышал громкий голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». С неба пролился яркий свет, ослепивший его, Савл в ужасе упал с лошади. После такого недвусмысленного знака Савл уверовал, по прибытию в Дамаск принял крещение и взял имя Павел.

5
Шарль Лебрен «Жертвоприношение Иевфая» Ок.1656 года
Шарль Лебрен «Жертвоприношение Иевфая» Ок.1656 года

Шарль Лебрен — французский художник. На картине изображен библейский сюжет, который ставит вопрос трагического выбора между велением долга и родственными чувствами. Иевфай, возглавляя военный поход против враждебного племени, дал Богу обет — в случае победы принести в жертву первого, кого он встретит по возвращении. Произошло ужасное — при возвращении с поля битвы навстречу ему вышла его единственная дочь.

В коллекции музея представлена образцы русской и европейской скульптуры,

1 из 5

мебель и предметы интерьера,

1 из 3

образцы посуды.

1 из 3

На втором этаже музея располагаются залы с экспозицией по истории Серпухова. Здесь можно увидеть, как выглядели южные границы Московского княжества в конце 15 века по линии укреплений вдоль Оки между Тарусой, Серпуховым, Каширой и Коломной. Эта линия служила для защиты Москвы от набегов врагов со стороны степей, в первую очередь крымских татар. Город был важной составной частью в системе оборонительных сооружений в период длительного противостояния с монголо-татарскими завоевателями.

Часто в своей истории он становился центром важнейших государственных событий. Серпуховские воины во главе со своим прославленным князем Владимиром Храбрым прославились участием в Куликовской битве. Царь Иван Грозный проводил здесь смотр войска, Борис Годунов ставил свой лагерь, собирал полки Василий Шуйский. В Смутное время здесь стоял с войском Лжедмитрий, здесь же позже был один из главных центров формирования Первого народного ополчения во главе с Ляпуновым, Заруцким и князем Трубецким, которое пыталось положить конец польско-литовской оккупации Москвы.

7
Макет. Так выглядел Серпуховский Кремль в 1556 году
Макет. Так выглядел Серпуховский Кремль в 1556 году

Исторические типажи жителей — в музее воссоздан облик бояр, ратных и мастеровых людей.

1 из 4

Витрины с образцами оружия.

1 из 2

Медный котел, обнаруженный на берегу Оки, идентифицирован историками как изделие 14 века, предмет быта ордынских воинов.

4
Прогулка по Серпухову – район Заборье

На втором этаже музея также экспонируется собрание живописи художников начала 20 века. Там представлены работы В. К. Бялыницкого-Бируля, К. А. Коровина, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, В. Э. Борисова-Мусатова, Р. Р. Фалька, К. Ф. Богаевского, Н. С. Гончаровой, коллекция ранних скульптур С. Т. Коненкова.

Вот такой прекрасный музей, который искусствоведы называют «Малой Третьяковкой», обладающий богатейшей в Подмосковье коллекцией художественных произведений, находится в Серпухове. Его коллекция лучше многих областных и республиканских музеев. Очень советую ознакомиться с ним.

Прогулка по серпуховскому району Заборье нам удалась и интерес к Серпухову — городу, который неторопливо открывал нам свою богатую историю, только усилился.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Серпухове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии